ОТМЕНА ЛЬГОТЫ ПО НДС ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ БИЛЕТОВ НА КУЛЬТУРНО - МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 235-ФЗ в пп.20 п.2 ст. 149 НК РФ внесены изменения, состоящие в замене слова «учреждение» на словосочетание «некоммерческие организации» (вступили в силу с 01.10.2011 г.)
В новой редакции пп.20 п.2 ст.149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг, оказываемых некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства (в редакции закона РФ от 18.07.2011 г. № 235-ФЗ).
В Налоговом кодексе РФ приведен довольно обширный список таких услуг. Считаем необходимым отметить, что его редакция не претерпела принципиальных изменений, как и перечень видов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства.
Именно наличие вышеупомянутого перечня видов услуг в сфере культуры и искусства сформировало противоречивость сложившейся практики применения данной нормы.
Общий смысл практики правоприменения, сложившейся к моменту изменения редакции нормы, состоял в том, что возможность применения льготы, установленной
пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, связана не с организационно-правовой формой юридического лица, а с видом деятельности, т.е. со сферой применения и характером оказываемых услуг.
 Однако, при сравнительном анализе и грамматическом толковании ранее действовавшей и измененной редакции пп.20 п.2 ст.149 НК РФ мы пришли к следующим выводам:
Существовавшая ранее редакция нормы позволяла применять соответствующую льготу по НДС только одному виду некоммерческих организаций – учреждению (статья 120 ГК РФ). В то время как сложившаяся практика правоприменения подошла расширительно к толкованию понятие «учреждение», как любое юридическое лицо, которое в соответствии со статьей 50 ГК РФ, может быть как коммерческой, так и некоммерческой организацией.
При буквальном толковании изменение редакции нормы расширило сферу применения данной льготы за счет ее применения к другим видам некоммерческих организаций, предусмотренным гражданским законодательством РФ, таким как:

  • потребительские кооперативы,
  • общественные и религиозные организации и объединения,
  • общины коренных малочисленных народов Российской Федерации,
  • казачьи общества,
  • некоммерческие партнерства,
  • учреждения,
  • автономные некоммерческие организации,
  • социальные, благотворительные и иные фонды,
  • ассоциации и союзы.

С другой стороны - с учетом же сложившейся практики правоприменения фактически исключила возможность применения данной нормы к таким юридическим лицам, как коммерческие организации, за счет прямого указания на некоммерческие организации в тексте самой нормы.
Поскольку в соответствии с п.1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ, толкование термина «некоммерческая организация» должно быть произведено на основе норм гражданского законодательства РФ.
В соответствии с п.1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 18.07.2011) (далее – ФЗ «О НКО») некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Пунктом 3 упомянутой статьи 2 ФЗ «О НКО» некоммерческие организации могут создаваться в организационно – правовых формах, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, применение льготы, установленной пп.20 п.1. статьи 149 НК РФ с 01.10.2011 года коммерческими организациями представляется необоснованным.

В Мой Мир